Новопортовское месторождение: о его работе сегодня и об итогах первого года

Новопортовское месторождение. Одно из самых крупных разрабатываемых на Ямале. Открыто в 1964 году. Извлекаемые запасы – 250 миллионов тонн нефти и конденсата, 320 миллиардов кубометров газа. Ровно год назад, 25 мая 2016 года, нефть с этого месторождения впервые была отгружена на танкер через специально построенный Арктический терминал.

Инженерная конструкция, разрушившая шаблоны. Новая страница в технологии отгрузки жидких углеводородов в условиях Заполярья. Арктический нефтеналивной терминал - звено, связывающее береговую инфраструктуру месторождения и морские суда. Нефтяной терминал «Ворота Арктики» способен круглогодично отгружать 8 с половиной миллионов тонн нефти. Его высота 80 метров. Это почти 30 этажный дом. Под водой еще 17 метров. Удерживает всю эту конструкцию на дне 12 свай. Диаметр каждой 2 с половиной метра, длина – 85.

Единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом. Выносное отгрузочное устройство состоит из двух рукавов. Каждый протяженностью 68 метров. С их помощью «чёрное золото» попадает на танкеры. 25 мая 2016 года команду к первой отгрузке нефти дал президент России.

Владимир Путин тогда сказал: «Сегодня новый этап освоения Ямала. По сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Начинайте отгрузку!»

При проектировании терминала выполнялись математическое и натурное моделирование в ледовых бассейнах. В результате конструкция возведена с учетом особенностей сурового региона и состоит из неподвижного основания и вращающейся башни. Длина поворотного ствола 78 метров. В башне находится аппаратная. Здесь электроника без людей поддерживает связь с берегом.

«Наш проект, он вообще такой интересный – на стыке двух областей знаний: морская логистика и традиционная нефтяная отрасль. Где-то год-два ушло на выработку этого решения. Рассматривалась много вариантов, мы привлекали достаточно много сторонних экспертов. В итоге остановились на Мысе Каменном и, как оказалось, решение было верным», - говорит Сергей Девятьяров, главный инженер «Газпромнефть-Ямала».

Из всех возможных путей доставки нефти до потребителя специалисты «Газпром нефти» выбрали морской, как самый оптимальный. Сейчас в распоряжении компании уже 5 танкеров ледового класса Arc7. Они самостоятельно могут преодолевать льды, толщиной 1,8 метра. Спроектированы и построены суда специально для работы в мелководной акватории Обской губы.

К терминалу швартуется танкер «Штурман Скуратов». С мая 2016 года таким образом было отгружено почти 200 танкеров. Если перевести в стандартные железнодорожные – 62 тонные цистерны. Если их выстроить в один поезд, то ежедневно с Новопортовского месторождения в закрома Родины отправляется поезд длиной почти 5 километров.

Отгрузка нефти через терминал «Ворота Арктики» организована с учетом современных требований производственной безопасности. В подтверждение этого компания «Газпромнефть-Ямал» получила бессрочную лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами от Министерства транспорта России.

Терминал располагается в акватории Обской губы, в 3,5 километрах от берега. При его проектировании компания особое внимание уделила вопросам сохранения экологии региона. Для установки конструкции выбрали участок, где нет стояния рыбы. В случае возникновения нештатной ситуации предусмотрена мгновенная расстыковка терминала и судна. К тому же все системы «Ворот Арктики» дублируются и спроектированы по принципу нулевого сброса.

«Принцип нулевого сброса – это не какое-то отдельное оборудование или деталь, которая не допускает выброса. Это принципиальный подход к проектированию и эксплуатации терминала, не допускающий контакта продукта с атмосферой», - Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации арктического терминала «Газпромнефть-Ямала».

Нефть Новопортовского месторождения имеет собственную марку – Novy Port, которая по качеству превосходит не только российскую смесь «Юралс», но и европейский сорт «Брент». Качество каждой партии проверяется в химико-аналитической лаборатории. После чего сырье поступает на терминал с приёмо-сдаточного пункта, расположенного на берегу. Оборудование здесь обеспечивает безостановочную работу терминала.

«Низкие температуры не влияют на наш процесс, потому что установка была и спроектирована, и рассчитана именно на температуры работы в Ямале. Поэтому минус 50 – это для нас не предел и не мешает нам работать», - заявил Василий Коляда, начальник ПСП промысла по обслуживанию Новопортовского НГКМ «Газпромнефть-Ямала».

За год через «Ворота Арктики» отгружено почти 4,5 миллиона тонн сырья. В перспективе на Новопортовском месторождении увеличение числа промысловых скважин и расширение резервуарного парка. Это позволит сократить время загрузки одного танкера с 17 часов вдвое и выйти на плановую годовую мощность терминала в 8 миллионов тонн.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика