Северный широтный ход: о том, что даст масштабный транспортный мегапроект Ямалу и всей стране

На этой неделе премьер-министр подписал знаковый для Ямала документ - распоряжение Правительства, регламентирующее концессионное соглашение по Северному широтному ходу. В нем оговариваются условия финансирования, строительства и эксплуатации железной дороги «Обская – Салехард – Надым». Этот проект призван стимулировать развитие экономики, транспортной и социальной инфраструктуры Ямала. А для ямальской столицы и Лабытнаног он важен, прежде всего, долгожданным мостом через Обь. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Продолжит Марина Ковалева.

Подпись премьер-министра – именно ее так долго не хватало инвесторам. Проще говоря, не хватало госгарантий на многомиллиардные вложения в Северный широтный ход. Теперь дискуссии окончены и начинается стройка. Железная дорога соединит станцию Обскую с Коротчаево – это почти 700 километров с выходом на Свердловскую железную дорогу. Стоимость проекта оценивается в 236 миллиардов рублей.

В дальнейшем магистраль дополнит 170 километровый коридор «Бованенково-Сабетта». Он соединит рельсы с морем и по обновленному Севморпути откроет грузам многих регионов доступ на рынки Европы и Азии. Для региона-донора заручиться федеральной поддержкой было задачей почти невозможной.

Явное ускорение проблеме придала недавняя встреча Артюхова и Медведева в Москве. Именно на ней, считают местные политологи, и были расставлены все точки над «i».

«Достижение Артюхова в этом смысле в том, что он, все таки, этот проект продвинул, потому что мы регион-донор, а региону донору традиционно очень сложно договариваться по каким-то софинансированиям с федеральным центром, это касается любых направлений и поэтому у него особенно сложная была задача», - говорит политолог Кирилл Истомин.

За каждым участником соглашения – свой отрезок дороги. «Газпром» построит линию «Надым-Пангоды», «РЖД» отвечает за «Коношу-Котлас-Чум-Лабытнанги», плюс реконструкция станции ОбскАя и участка Пангоды - Коротчаево. Компания-концессионер «Северный широтный ход» берет на себя линию от Салехарда до Надыма, железнодорожную часть моста через Надым и «золотое звено» проекта – долгожданный мост через Обь.

С этого места начнется строительство моста через Обь, а проектно-изыскательские работы уже начались. Тут забивают экспериментальные сваи, с помощью которых выяснят точную несущую способность местных грунтов.

Символическую капсулу заложили здесь еще в мае. К 2023 году – это дата окончания строительства – серьезно изменится транспортная схема всей страны.

«Строительство северного широтного хода - это как раз то звено, которого не хватало российским железным дорогам. В рамках самого проекта концессионанная часть составляет 400 километров. Много это или мало, но для российских железных дорог это изменение карты перевозок», - подчеркнул Олег Белозёров, председатель правления ОАО «Российские железные дороги».

Грунт под рекой начали изучать еще зимой. Определяли множество параметров - температуру, давление воды внутри грунта, засоленность, трение и сопротивление. Инженеры установили – вечной мерзлоты в этой местности нет, но есть «двойное дно». Нужны десятки испытаний и ювелирная точность рассчетов. Аналогов будущего моста, да и такого проекта в целом, в стране просто нет.

«По сравнению с другими мегапроектами, этот будет важнее. Потому что это инфраструктура Севера, которой очень много лет не уделялось должного внимания. Такой важный проект для развития такого серьезного донорского региона – он стоит в первом ряду мегапроектов, которые планируются в России», - пояснил Алексей Куртов, председатель совета директоров агентства «Интермедиаком».

Округ, как четвертый участник соглашения, берет на себя автомобильную часть моста, оформит всю документацию и передаст нужные земельные участки в федеральную собственность. В качестве господдержки объектам СШХ правительство округа предоставит им льготы по налогу на имущество. В общем, создаст все условия для успешной стройки.

«Мы вместе смогли сделать эффективную схему, которая позволит уже в ближайшее время приступить к этому долгожданному строительству. Проект, конечно, очень нужен экономике не только Ямала, но и страны в целом. Это совсем другая эффективность логистики грузов из Западной Сибири в порты назначения. Ну а в моменте – это будут тысячи рабочих мест, полностью наши отечественные материалы, инвестиции в экономику региона - то, что нужно для развития Ямала», - сказал Дмитрий Артюхов, врио губернатора ЯНАО.

Параллельно с железной дорогой, Салехард и Надым, наконец, свяжет автомобильная трасса. Машины и поезда должны ездить там уже в 2023 году. После запуска Северного широтного хода остальные проекты Ямала станут намного привлекательней для инвесторов. В зоне будущей магистрали расположены 19 месторождений. С помощью новых дорог будет решена самая сложная и дорогая проблема их эксплуатации - транспортная доступность.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика