День гражданской авиации. Как развивались воздушные перевозки на Ямале

Профессиональный праздник отметили пилоты, бортпроводники, инженеры и техники, благодаря кому в воздух ежедневно поднимаются сотни воздушных судов по всей стране. Гражданская авиация была и остается важнейшей составляющей единой транспортной системы Российской Федерации. Сегодня это сложная многоцелевая отрасль с обширным и разнообразным парком воздушных судов, с широкой сетью аэропортов, системой управления движением. Крыльями ямальской авиации поднимались над болотами города и вытягивались в тысячекилометровые пунктиры нефте и газопроводы. Сегодня северная воздушная гвардия обеспечивает надежное сообщение между всеми населенным пунктами и несет круглосуточную вахту обеспечения необходимой экстренной медицинской помощи и спасения пострадавших на всей территории округа.

1923 год. В нашей стране зарождается воздушный флот. Первый небесный маршрут проходил между Москвой и Нижним Новгородом – 420 километров. На Ямал же воздушная трасса была проложена только в 30 году, а в 31 на лед реки Полуй в районе Обдорска впервые приземлился самолет АНТ-9. А дальше гражданская авиация округа начинает постепенно развиваться, помогая вставать на ноги арктическому региону.

«Нефтегазовая промышленность тоже начиналась с участием авиации. Все на сегодняшний момент и ветераны геологии – все говорят: большой вклад внесли авиаторы. Осваивали Новый Уренгой, Ямбург Бованенково», - рассказал Ильяс Насибулин, начальник аэродромной службы АО «Аэропорт Салехард».

Практически всё на Ямал завозилось по небу. Но из-за плохой инфраструктуры было тяжело. Взлетно-посадочные полосы не могли принимать самолеты в непогоду, не было гостиниц и экипажи ночевали на аэровокзалах. Они, кстати, в то время работали круглые сутки. Порой, пилотам приходилось и самим разгружать и загружать воздушные суда. А это, бывало, четыре тонны.

Историю ямальской авиации вряд ли получится рассказать в двух словах. За несколько десятков лет случалось всякое. Ветер ломал лопасти вертолетов, а самолеты сдувало с взлетных полос. Бывало, и пилоты совершали героические поступки. 2011 год. ТУ-134 выполнял рейс из Нового Уренгоя в Салехард. Через минуту после взлета у судна отказал левый двигатель, а после он загорелся. Капитан вернул железную птицу обратно на аэродром газовой столицы, успешно посадив на землю многотонную машину. На борту находилось 67 пассажиров. Все остались живы и здоровы.

Но, подобные ситуации случаются редко, рассказывает пилот Владимир Феофанов. В гражданской авиации уже 42 года, из них тридцать - летный стаж. Ямалец пошел по стопам отца – он тоже покорял небеса на железных птицах. Закончил летное училище, и стал работать в округе. Как и все начинал с холодного АН-2. После пересел на современный АН-26. Возвышался не только над Арктикой. Летал в Симферополь, Киев, Баку и Эстонию. Был даже в Южной Африке. Сменив дубленку на футболку, выполнял задания ООН – также возил грузы и людей.

«Что собой Африка представляет? Это территория, на которой есть аэродромы, но нет не диспетчеров, не метеостанций. Ничего. Просто есть аэродромы. Летали визуально практически. Нашим летчикам, которые прошли север, оказалось не проблемой. И для вертолетчиков, и для нас, которые летали на АН-26», - вспоминает Владимир Феофанов, ветеран гражданской авиации, заместитель директора по организации наземного обслуживания АО АТК «Ямал».

Было даже не страшно, говорит пилот. Между полетами ямальский экипаж постигал культуру Анголы, знакомился с местными жителями и находил свидетельства недавней войны.

С каждым годом авиация активно развивалась. Появлялись новые самолеты, совершенствовались аэропорты. Ко всему специалисты по летному делу привыкали быстро. А вот пассажиры не всегда, из-за этого было много забавных ситуаций.

«Когда у нас в старом аэровокзале установили интроскоп, нужно было пропустить пассажира. Это был пассажир из поселка. Пассажирка поставила сумку и начала укладываться сама на ленту для того, чтобы проехать на этой ленте, и чтобы ее досмотрели. Она просто не знала», - вспоминает Наталья Маркова, ветеран службы организации перевозок.

Авиация всегда остается популярной, и для путешественников, и для детей. Многие мальчишки мечтают покорять небо. И потихоньку пытаются сесть за штурвал. Например, салехардские ребята занимаются авиамоделированием. Создают радиоуправляемые самолеты и деревянные планеры. Конечно же, испытывают их в воздухе. Восторгу парней нет предела.

«На самом деле, ощущения, вот даже сейчас пускали, он так классно идет, плывет по воздуху», - рассказал Даниил Ткачев, школьник.

А вот другие ребята уже садятся за штурвал. Правда, виртуальный. В главном музее Ямала парни играют в знаменитый авиасимулятор. В здании есть даже кабина истребителя МИГ-21, ее нашли в Лабытнангах. В ней дети тоже осваивали летное дело. Один парень очень увлекся.

«Он раньше занимался в военно-историческом клубе, также занимался пилотированием на симуляторе. И сейчас он вторым пилотом работает на гражданской авиации», - рассказал Евгений Морозов, куратор военно-исторического клуба МВК им. Шемановского.

В общем молодое пополнение гражданской авиации уже растет. Как и сама отрасль. Еще в 1923 году не было ничего. Сейчас это целый мир, с огромным парком воздушных судов, множеством аэровокзалов, и разносторонними маршрутами. И по многим статистикам самолет – один из самых безопасных транспортов мира. И это благодаря людям, которые рождаются с крыльями за спиной.

 

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика